Николай Николаевич Носов – один из немногих писателей, книги которых действительно читали и читают все без исключения, но при этом о самом авторе не знают почти ничего.
Биография у него, на первый взгляд, самая обычная для своего времени: родился в Киеве в семье артиста эстрады, в юности хотел стать ученым-химиком, увлекался фотографией, шахматами, игрой на мандолине, даже собак дрессировал; в молодости сменил множество работ, закончил институт кинематографии, из кино ушел в литературу. В автобиографической книге «Тайна на дне колодца» писатель признается, что ощущал себя в душе «Шерлоком Холмсом, Оводом и Христофором Колумбом – одним в трех лицах; и если уж говорить до конца правду, то капитан Немо – это тоже был я».
Носов начал писать незадолго до войны (первая публикация – 1938 год), но самые знаменитые, самые светлые и запоминающиеся рассказы писались в самые страшные годы, с 1941 по 1945. Тогда Носов снимал документальные фильмы для фронта, а в свободное время писал забавные истории для детей – «Мишкина каша», «Дружок», «Огородники», в которых нет войны. Потому что это – для детей, у которых война отняла детство. А 1954 г. появляются первые истории о Незнайке. Цветочный город и его обитателей-коротышек он придумал, будучи совсем маленьким. Автор, и не подозревал, во что разовьются коротенькие остроумные рассказы про недалекого и любопытного малыша, пытающегося «с налету» освоить самые разнообразные профессии.
В 1957 г. по данным ЮНЕСКО Н. Н. Носов оказался на третьем месте в списке самых переводимых русских писателей – вслед за М. Горьким и А. С. Пушкиным.
Когда-то в юности Николай вдруг увлекся фотографией и решил, что это будет его способ «сказать миру хоть сколько-нибудь доброго»! Это стало семейным: Сын Николая Носова, Петр Николаевич, – один из мастеров «веселой фотографии», его называли «виртузом юмористического фото». Фотографией занимается и внук писателя Игорь Петрович Носов. У сына и внука писателя даже была совместная фотовыставка, в аннотации к которой написано так: «они учат всех всматриваться в окружающий мир так, чтобы он становился лучше и добрее, а светлая улыбка являлась символом нашей, порой нелегкой, жизни».
«Сочинять для детей – наилучшая работа, она требует очень много знаний, и не только литературных…»